У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие -наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе -это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Кодекс классного руководителя
Классный руководитель – это не работа, это образ жизни.
Советы, рекомендации, предостережения классному руководителю:
1. Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.
2. Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
3. Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению, хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.
4. Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.
5. Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе – интересно с ними.
6. Родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.
7. Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители – учитель – семья.
8. Главное – не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований.
9. Дети в классе – твое отражение: старайся постоянно работать над собой.
10. Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.
Циклограмма дел классного руководителя
Осуществляя свои функции, классный руководитель:
в начале учебного года:
– составляет список класса и оформляет классный журнал (в начале первой учебной недели);
– организовывает получение учебников в школьной библиотеке (в течение первого-второго учебных дней);
– изучает условия семейного воспитания учащихся (в течение первой учебной четверти);
– уточняет или составляет социальный паспорт класса и сдает его социальному педагогу (в течение первой учебной четверти);
– собирает и имеет полную информацию об участии учащихся класса в учреждениях дополнительного образования (в течение сентября);
– проводит работу по вовлечению учащихся в разнообразную деятельность, в том числе в деятельность объединений дополнительного образования, в целях развития их способностей (в течение первой четверти);
– составляет план воспитательной работы класса, согласовывает его с руководителем методического объединения классных руководителей и сдает на утверждение заместителю директора по воспитательной работе (в течение сентября);
ежедневно:
– отмечает в классном журнале отсутствующих учащихся;
– осуществляет педагогическую помощь органам ученического самоуправления класса и представителям школьного самоуправления в классе;
– осуществляет контроль за внешним видом учащихся и наличием у них сменной обуви;
– осуществляет контроль за питанием и культурой поведения учащихся класса в столовой;
– осуществляет контроль за дежурством по классу;
еженедельно:
– проверяет дневники учащихся;
– осуществляет контроль за ведением классного журнала учителями-предметниками;
– проводит классный час;
– осуществляет контроль за санитарным состоянием классного кабинета;
ежемесячно:
– организовывает сбор денег на питание учащихся;
– организовывает коллектив класса на участие в школьных делах;
– проводит занятия по правилам дорожного движения и плановый инструктаж по технике безопасности и безопасности жизнедеятельности;
– организовывает генеральную уборку кабинета;
– дежурит на общешкольных мероприятиях (согласно графику дежурства);
– контролирует участие в кружках, секциях, клубах учащихся своего класса, требующих особой педагогической заботы;
в течение четверти:
– организовывает выполнение рекомендаций медицинских работников по охране здоровья учащихся;
– помогает органам ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного коллектива (текущее коллективное планирование, организация дел и коллективный анализ);
– оперативно информирует социального педагога, заместителя директора школы по воспитательной работе или директора школы: о девиантном поведении учащихся, о случаях грубого нарушения учащимися класса устава школы; о необходимости социальной защиты своих учащихся, и вместе с ними принимает необходимые педагогические меры;
– организовывает контроль за состоянием школьных учебников;
– уточняет информацию об участии учащихся класса в деятельности объединений дополнительного
образования;
– проводит родительские собрания;
– организовывает работу родительского комитета класса (согласно плану работы комитета);
– посещает методические объединения классных руководителей, семинары, совещания по вопросам воспитательной работы, другие мероприятия, связанные с повышением педагогического мастерства классного руководителя;
в конце четверти:
– организовывает подведение итогов учебы учащихся и жизнедеятельности классного коллектива в прошедшей четверти;
– сдает заместителю директора по учебно-воспитательной работе отчет об успеваемости класса и оформленный классный журнал;
– сдает заместителю директора по воспитательной работе отчет о проведённой воспитательной работе;
во время каникул:
– участвует в каникулярной работе методического объединения классных руководителей;
– совместно с самоуправлением, общественными объединениями, ученическим активом, родителями организует каникулярные мероприятия своего класса (вариант: совместно с другими классами);
в конце учебного года:
– организовывает подведение итогов жизнедеятельности класса в учебном году и вместе с активом (организаторами самоуправления) класса отчетно-выборную кампанию в классе;
– проводит педагогический анализ хода и итогов учебно-воспитательного процесса в классе и сдает его (в форме отчета о воспитательной работе в классе в прошедшем году) заместителю директора школы по воспитательной работе;
– организовывает сдачу школьных учебников в библиотеку;
– организовывает ремонт (генеральную уборку) классного помещения;
– получает от родителей учащихся данные о летнем отдыхе детей.
Классный руководитель выпускного класса:
– собирает данные о планах выпускников по дальнейшему обучению и трудоустройству (в течение последнего учебного года);
– организовывает подготовку выпускных мероприятий с учащимися и родителями своего класса (в течение года);
– собирает и имеет полную информацию об устройстве своих выпускников в учебные заведения, на работу и т. д. (к началу очередного учебного года).
Удачи в воспитании подрастающего поколения!